Самарина Ольга Михайловна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №1«Дюймовочка»

Огород на окошке

b6455a6b1e7da1275fbb36dd2d3479d2.jpg9cf254e6e8a496690459e241e82849eb.jpgf2b147ab5e6d8270c3380da26f24808d.jpg2a21595ef976ca175723434a4be834a0.jpg10d394c7f79f9afaff7aef47808fde72.jpg606240ac82ded3c778564746a358447d.jpg 

Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на земле.

   В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения. Необходимо вводить детей в окружающий мир природы так, чтобы ребенок каждый день открывал для себя что-то новое, чтобы он рос исследователем, каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе.

    Одной из задач «огорода на подоконнике» является: научить детей умению видеть красоту природы, умению радоваться ей. 

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он расширяет представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивает этические чувства, учит  радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

   Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира, и они всегда с удовольствием откликнутся на участие в интересном эксперименте. Поэтому очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке, последующем уходе за растениями, регулярно следили за изменениями в жизни растения.

Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать  развитию детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же, в младших группах достаточно посадить 1 – 2 вида растения, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5 видов.

Примерный перечень растений для посадки:

· лук-репка

· дольки чеснока

· корнеплоды свеклы

· морковь

· петрушка

· укроп

· листья салата

      Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.

За растениями должны вестись регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель сам зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – привлекает  детей к фиксированию происходящих изменений: например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья. В старших и подготовительных группах результаты наблюдений полностью зарисовывают дети.

 Такой вид совместной с воспитателем деятельности развивает у детей наблюдательность, заботливость, приучает их внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный исследовательский материал.

    Целесообразно проводить экспериментальную деятельность с одним видом растения, но высаженного разными способами и выращенного в разных условиях.  Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

   Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений, в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).

      Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.

1.Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.

2.Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.

3.Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе экспериментально-исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе в ходе проведения экспериментирования с растениями в огороде на подоконнике группы, способствует развитию активной, самостоятельной и творческой личности.

8 января 2023 в 20:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.